Социальный отчет

САН – бизнес социальной ответственности

Слабоалкогольный бизнес можно критиковать за что угодно, но только не за отсутствие «социальной ответственности». По многим параметрам с точки зрения организации культуры производства и труда собственных работников производители САН дадут фору многим водочным и винным производствам. С другой стороны, отрасль САН настолько мала, что ее социальные инициативы не позволяют ей «громко заявлять» о своих успехах на социальном поприще без опаски быть обвиненными в еще больших грехах.

В чем же выражается эта ответственность? Для удобства разделим ее на «внешнюю» и «внутреннюю».

О «Внешней ответственности», т.е. ответственности, направленной на потребителя, говорят следующие факторы: как и пивовары, производители САН добровольно наносят на упаковку продукции знак «18+» на всей продукции, а также предупреждают о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними. В отличие от производителей крепкого алкоголя и даже вина, производители слабоалкогольных тонизирующих напитков снабжают упаковку ограничительной надписью «Употреблять не более одной 1 банки в сутки». Стоит отметить, что именно эту норму производители предложили сами при разработке нормативной документации и теперь необходимость ее нанесения закреплена законодательно. Кроме того, на банках у большинства производителей стоят два значка Росстеста, сообщающие о прохождении продукцией добровольной сертификации. Кроме того, большинство производителей добровольно проходит ряд международных сертификаций, подтверждающих безопасность производимой продукции.
Опрос, проведенный редакцией Alcoexpert, показал, что каждый производитель слабоалкогольной продукции реализует на своих предприятиях различные социальные и благотворительные программы, направленные на улучшение жизни самых незащищены слоев населения в своем регионе.

Например, завод UBG уже несколько лет оплачивает занятия с педагогами и стипендиальную программу для воспитанников Некрасовского детского дома Тверской области. Цель программы — показать ценность высшего образования и подготовить детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению в высшие учебные заведения. Результаты говорят сами за себя: за 7 лет с начала финансирования программы в вузы ЦФО смогли поступить десятки ребят. В 2012 году диплом об окончании Тверского государственного университета получила первая воспитанница Детского дома. Регулярные программы помощи незащищенным слоям населения и детям сиротам на регулярной основе проводят и такие предприятия, как «Артисан», «Бравопремиум», «Мегапак»», «Рудо» и др.

Если говорить о «внутренней» социальной ответственности, то здесь политика производителей строится на создании максимально комфортных условий работы для сотрудников в своем регионе, создания дополнительных рабочих мест для «предотвращения миграции в мегаполисы», выплаты различных надбавок и премий для удержания более высокого уровня заработных плат, чем в среднем по региону.

Для работников предприятий действует ряд мотивационных программ, начиная от корпоративного транспорта и оплаты мобильной связи и питания и заканчивая «Днями семьи», летними корпоративными пикниками, «Днями здоровья», оплатой путевок в детские лагеря, расширенным медицинским обслуживанием, конкурсами профессионального мастерства с возможностью стажировки заграницей, собственными спорт-залами, арендой бассейна, корпоративном членстве в спортивных клубах и т.п. Скажете, здесь нет ничего особенного? Отнюдь, финансовый кризис 2008 года заставил многие даже самые «крепкие» предприятия алкогольной отрасли сократить расходы на персонал и полностью урезать социальных программы, поэтому все, о чем рассказывали нам рядовые сотрудники слабоалкогольных производств, говорит дальновидности и ответственности собственников предприятий.

Последнее, о чем стоит сказать в этой связи, это ответственность продавцов. Сегодня большинство производителей САН реализует в торговле потребительские мотивационные программы, включающие выдачу призов и наборов с алкогольной продукцией. Так вот, в инструкциях по данным акциям четко сказано «Не допускается участие в акции потребителей, не достигших совершеннолетия. При выдаче призов возраст участника должен быть подтверждении документально».

Но главным, о чем стоит упомянуть, это готовность производителей к диалогу по развитию таких программ и желание ориентироваться на передовые европейские и американские стандарты.