15.02.2013 Падение рынка САН снижению алкоголизации населения не поможет

15 февраля 2013 года – Москва. По итогам 2012 года российский рынок слабоалкогольных напитков упал на треть и при существующей ситуации продолжит падать. Об этом на состоявшемся 12 февраля 2013 года в рамках выставки Продэкспо-2013 алкоконгрессе сообщил Игорь Барбашов, представитель национальной Ассоциации слабого алкоголя.

По итогам 2012 года российский рынок слабоалкогольных спиртовых коктейлей сократился на 35,5%, рынок натуральных слабоалкогольных напитков брожения остановился, рынок российского вина сократился на 10%, а рынок пива – на 4% при росте рынка крепких напитков на 14% (Росстат). При этом общий уровень потребления в литрах чистого алкоголя на душу населения существенно не изменился и составил 9,7 литра против 9,9 литра в 2011 году. В современной России в структуре алкогольного рынка на крепкие напитки приходится 51% всего потребляемого алкоголя, на пиво 35%, на вино 13%, а на слабоалкогольные напитки – только 1%. При этом ситуация с доминированием в потреблении крепкого алкоголя за последние несколько лет не менялась.

По словам Игоря Барбашова, итоги развития рынков слабоградусных напитков в 2012 году в РФ противоречат декларируемым целям «Государственной антиалкогольной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем …на период до 2020 года», которая предполагает «изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции».

Рост акциза на спиртовые САН на 28%, превышающий инфляцию в 3,8 раза (инфляция 6,6 % по итогам 2012 г., Росстат), привел к тому, что потребители отказываются от данной категории напитков, в силу ее высокой стоимости. Волюнтаристские запреты отдельных видов легальной алкогольной продукции в Архангельской области и Краснодарском крае привели к многомиллионным убыткам, сокращениям акцизных выплат в бюджет и потере работы специалистами, занятыми в отрасли в указанных регионах.

В настоящий момент алкогольная политика государства и региональных политических активистов основана на запретительных мерах популистского характера, «черном» PR и наносит ущерб, прежде всего, легальному бизнесу.

Призвав федеральную власть к взаимодействию, нацеленному на эффективность, а региональные власти к диалогу с производителями слабоалкогольных напитков, НАСА предложила ряд мер по совершенствованию государственной политики в области оборота алкогольной продукции и присоединилась к общей Резолюции алкоконгресса.