Национальная ассоциация слабого алкоголя

Регулирование слабоалкогольной отрасли в Российской Федерации

Производство слабоалкогольных напитков осуществляется под жестким контролем   РОСПОТРЕБНАДЗОРа при личном контроле главного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко,  а также регулятора в лице Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Деятельность по производству и реализации слабоалкогольных напитков подлежит лицензированию. Слабоалкогольные напитки являются подакцизным товаром и  по распоряжению Росстандарта России подлежат обязательному подтверждению соответствия продукции. Отметим, что сертификация каждого вида слабоалкогольных напитков длится несколько месяцев. При этом сертификация напитков слабоалкогольных тонизирующих  является одной из самых  продолжительных и длится более 9 месяцев (включая обязательные длительные исследования напитков и всей документации с выдачей Экспертных Заключений в 3-х независимых научных Институтах).

Необходимо отметить, что ни один из видов напитков, за исключением  напитков для детского питания, не проходит такой жесткой  и тщательной многоярусной проверки, регламентированной таким множеством утвержденных и принятых в установленном законодательством Российской Федерации порядке нормативных документов, как слабоалкогольные напитки. 

Помимо норм и правил, предъявляемых ко всем видам  алкогольной продукции в Российской Федерации в рамках  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в Российской Федерации в настоящее время выпуск слабоалкогольных напитков и напитков слабоалкогольных тонизирующих  регламентируется следующими  действующими нормативными документами:

  1. Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного Союза от 09 декабря 2011г. № 880, который вступает в действие с 01 июля 2013 года.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N2 «Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты» от 19.01.2005 г, в котором перечислены рекомендованные учреждения, уполномоченные для проведения экспертизы на подтверждение безопасности тонизирующих напитков:
    • ФГУ «ННЦ Наркологии» Росздрава;
    • ФГУН ФНЦГ им. Эрисмана Роспотребнадзора;
    • ФМБА ФГУН Институт Токсикологии;
    • Институт питания РАМН,

    а также требования, которые должны выполняться производителями при производстве данной продукции.

  3. ГОСТ Р 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения»
  4. ГОСТ 52700-2006 «Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия»
  5. ГОСТ Р 52845-2007 «Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия»
  6. ГОСТ Р 53185-2008 «Напитки безалкогольные и слабоалкогольные тонизирующие. Методы испытаний», в котором устанавливаются следующие методы контроля на ингредиенты, присутствующие в напитках слабоалкогольных тонизирующих;
    • метод определения кофеина;
    • метод определения таурина;
    • метод определения глюкуронолактона;
    • метод определения инозита;
    • метод определения L—карнитина;
    • метод определения схизандрина;
    • метод определения гинсенозидов;
    • метод определения витаминов.
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3.2. 1078-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», Дополнения и изменения №22 к СанПиН 2.3.2.1078-01, Утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 №177
  8. МР 2.3.1. 1915-04 Методические рекомендации. «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ», в которых установлены рекомендуемые уровни суточного потребления биологически активных веществ, в том числе и тех, что применяются при изготовлении тонизирующих напитков.

Пресс-релиз: Верховный суд окончательно отменил запрет коктейлей в Архангельске

22 ноября 2012 года – Москва. Верховный суд поставил точку по запрету розничных продаж слабоалкогольных коктейлей в Архангельске. Начиная с сегодняшнего дня местные предприниматели могут подавать иски о взыскании убытков с Администрации края.

Вечером 21 ноября в Верховном Суде Российской Федерации состоялось заседание по апелляционной жалобе Архангельского областного Собрания депутатов на августовское решение Архангельского областного суда о признании недействующими части положений Закона Архангельской области от 28.06.2010 № 182-14-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Отмененная областным судом часть вышеуказанного областного закона, на уровне власти субъекта федерации вводила полный запрет на реализацию на территории Архангельской области спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5% до 9 %, винных напитков крепостью от 1,5 до 9%, а также пивных коктейлей.

В ходе заседания представитель Архангельского областного Собрания депутатов и представитель администрации региона поддержали свои доводы за отмену решения суда первой инстанции и восстановление, таким образом, запрета на реализацию части категорий напитков. Представитель Генеральной прокуратуры РФ при этом занял позицию Архангельского областного суда и не поддержал апелляционной жалобы законодательного органа региона.

Заслушав доводы представителей сторон и Генеральной прокуратуры, Верховный Суд поддержал позицию Архангельского областного суда и оставил его решение в силе. Обратим внимание, что с момента оглашения определения Верховного Суда об оставлении решения Архангельского областного суда в силе, вышеуказанные нормы незаконно ограничивающие реализацию отдельных видов напитков перестают действовать. Т.е. с 21.11.2012 г. на территории Архангельской области устранены все препятствия для торговли вышеупомянутыми категориями напитков, при условии соблюдения общих ограничений, распространяющихся на всю алкогольную продукцию.

Примечательно в данной ситуации то, что предприниматели СЗФО и Архангельской области получают возможность взыскивать с законодательного органа убытки, которые они понесли в результате незаконного ограничения их деятельности. Таким образом, в ближайшее время мы можем стать свидетелями новых судебных споров связанных с этой ситуацией — теперь уже по вопросам возмещения убытков и упущенной выгоды.

По оценкам Национальной ассоциации слабого алкоголя, убытки предпринимателей Архангельской области могут составить более 100 млн рублей, что тяжелым бременем ляжет на и без того дотационный бюджет региона и приведет к сокращениям социальных программ в бюджетной сфере.

Российский слабоалкогольный рынок (САН). Аналитическая справка.

По данным Росстат, в 2011 году было произведено 31 884,62 тыс дал слабоалкогольной продукции, что на 5,7% больше показателей 2010 года. В структуре потребления алкогольной продукции в России по итогам 2011 года категория САН занимает только 2,8% от объема всего алкогольного рынка. Основными производителями являются заводы: «Артисан», «Браво премиум», «Мегапак», «Очаково», «Юнайтед боттлинг групп».